О современном статусе педагога, востребованности центров дополнительного образования детей и профессиональных мечтах мы говорили с директором Филиала СГПИ в г. Железноводске, на базе которого создан ЦДО «Уникум» Марией Смагиной, директором школы иностранных языков «ProgresS» (г. Ессентуки, ст. Ессентукская) Светланой Нехорошевой и директором Центра подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Пять из Пяти» (Пятигорск) Анной Огановой.

 

  ОТ «ПРОДЛЕНКИ» ДО ЭКЗАМЕНА

– Познакомьте нас, пожалуйста, с вашими центрами. В чем вы видите свою уникальность?

 

  Светлана: Школа иностранных языков «ProgresS» открылась в городе Ессентуки, а с нового учебного года мы набираем учеников и в станице Ессентукской. Работаем с детьми и взрослыми от четырех до ста лет, формируем небольшие группы – максимум шесть человек. Прислушиваемся к родителям и ребятам, стараемся учитывать их требования, не отказываем на просьбы уделить внимание домашнему заданию. Наш принцип– ориентация на способности ребенка и постоянная связь с родителями. По мимо английского языка, мы преподаем испанский, греческий и китайский. Самое главное в нашей работе – это прогресс (отсюда и название, над которым мы долго размышляли): нам важен видимый результат, а не максимальное наполнение групп и получение выгоды.

 

 

 

 

   Мария: С 1 сентября 2017 года на базе Филиала СГПИ в г. Железноводске по инициативе ректора Ставропольского государственного педагогического института Людмилы Леонидовны Редько открыт центр дополнительного образования детей «Уникум». Назначение заключено в самом названии центра – мы понимаем уникальность каждой личности и прилагаем все профессиональные усилия для ее развития. В центре «Уникум» разработаны и уже реализуются различные программы дополнительного дошкольного образования (от 2 до 7 лет). Мы знакомим малышей с окружающим миром, развиваем речь, крупную и мелкую моторику, математические, музыкальные, художественные, творческие и другие способности. Для детей от 2 до 3 лет предусмотрена программа «Мамины детки», где они занимаются вместе с родителями, от 3 до 5 лет – студия «Ладошки», а от 5 до 7 лет – «АБВГДейка» – непосредственная подготовка к школе. Кроме того, работают языковые студии (английский, испанский, японский, китайский язык), физической подготовки – в клубах «Защитник», «Стрелковый клуб». Большой популярностью пользуется «Робототехника», где мы занимаемся с детьми программированием и конструированием, арт-студии.

 

 

   Анна: Федеральная сеть центров подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Пять из Пяти» имеет около десяти филиалов по всей стране с головным офисом в Санкт-Петербурге. Центр существует девять лет, а нашему филиалу в сентябре исполнился год. Мы готовим детей к сдаче двух серьезных экзаменов и поэтому немного расширили деятельность, ведь без внушительной базы справиться с ЕГЭ в 11 классе очень сложно. У нас действует «АБВГДейка» для дошкольников, «продленка», где мы помогаем ребятам выполнять домашние задания. Но вот с детьми старше пятого класса уроки мы целенаправленно не делаем, наша задача — научить, а справиться с домашней работой они могут и сами, применив полученные знания на практике. На каникулах мы работали как летняя школа – три месяца ребята посещали экскурсии, развивающие занятия, изучали языки и повторяли школьный материал. Несколько детей были с нами на протяжении всего лета и пожелали прийти в следующем году, а пока посещают «продленку».

 

ВТОРАЯ ПАРТА

– Как считаете, в условиях конкуренции выгоднее, чтобы центры были «мультинаправленными» или имели узкую специализацию?

    Анна: Изначально мы занимались только подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, но опыт показал, что нужно расширить границы, потому что в девятом классе сложно исправлять ошибки и заполнять пробелы, допущенные ранее. Мы решили проводить репетиторские занятия для старшеклассников. После этого родители стали интересоваться, не помогаем ли мы младшим школьникам, – и мы открыли «продленку». Был спрос и на подготовку к школе, причем именно на занятия, где, например, детей научат писать. Наши преподаватели работают по традиционной системе и помогают овладеть простыми навыками – выводить буквы, писать первые крючочки. При этом мы, конечно, используем и современные технологии – в век глобализации идем в ногу со временем.

   Светлана: Я считаю, что нужно заниматься тем, что тебе ближе, к чему лежит душа. Родители не раз предлагали открывать новые направления дополнительного образования, но я убеждена, что специалист должен заниматься тем, в чем он профессионал. Хотя сейчас, когда я ехала на встречу, сотрудница предложила идею с конструкторами «Лего», которые можно задействовать в занятиях английским языком. Мне идея понравилась – детям будет интересно! У мальчиков, которые обожают конструировать, особенно повысится интерес к изучению английского. Мы будем стремиться к многопрофильности, учитывая возможности помещения. Кроме того, в рамках работы нашей школы английского языка мы организовали детский лагерь – посещали достопримечательности региона, отлично проводили время вместе. Планируем поездки за рубеж – по желанию и возможности родителей проведем набор в группы. Ведь порой бывает и так, у родителей нет времени поехать с ребенком за границу, но есть средства.

    Мария: На мой взгляд, конкуренция на рынке образовательных услуг очень важна, и лидирует та организация, которая имеет в штате настоящих педагогов, мастеров своего дела, одаренных специалистов, безусловно любящих работу. При этом количество направлений не столь важно. Дети всегда идут за педагогом. Можно создать великолепные условия, разработать самые профессиональные и востребованные программы, но без личностного контакта с детьми, основанного на положительных эмоциях и удовольствии от развития собственных способностей, организация долго не продержится. Мультинаправленность центра «Уникум» обусловлена не конкуренцией, а нашими возможностями. Мы хотим быть полезны ребенку, семье, региону, а, соответственно, и нашей стране.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

– Каким направлениям деятельности центров вы планируете уделить особое внимание в ближайшем будущем?

   Мария: Я думаю, что в нашем Центре «Уникум» будет и далее активно развиваться дошкольная подготовка, потому что родители понимают, как важно с самого раннего возраста удовлетворять потребности личности в развитии. Большой интерес у учеников вызывает робототехника, ведь современный ребенок – это представитель совсем иного социума, его мозг способен молниеносно обрабатывать огромный объем информации, наша задача здесь – защищать и помогать. Дальнейшая актуальность языковых программ очевидна, ведь знание языка позволяет стирать все границы в мире, профессионально развиваться в любой сфере деятельности и быть востребованным в любой стране.

   Светлана: Я заметила, что родители сейчас стремятся заложить «базу» у ребенка, приложить определенные усилия в раннем детстве, чтобы в будущем ему было намного легче. Поэтому очень часто с четырех лет, а то и с рождения погружают ребенка в образовательную среду. С введением обязательного ЕГЭ начинают волноваться родители старшеклассников, в то время как среднее звено более спокойно. По поводу взрослых групп – люди в возрасте все чаще предпочитают дистанционные программы, обучаются с помощью Интернета. Я считаю, что это правильно – так они выбирают наиболее удобное время в связи занятостью на работе. И последнее – наряду с самым популярным, английским языком, распространенными становятся японский и китайский.

   Анна: Не исключаем, что так же, как мы открыли «АБВГДейку» и «продленку», – довольно спонтанно и в то же время очень ожидаемо – возможно, в будущем у нас появятся новые направления, полезные для детей. Летняя школа однозначно будет работать, потому что дети обещали прийти снова, и мы не можем подвести их. В ближайшем будущем мы будем скорее не расширять границы, а улучшать то, что мы уже наработали. Искать самых лучших педагогов, повышать квалификацию тех, кто у нас уже работает, работать на еще более высокие баллы по экзаменам. В этом году у нас были показатели в 70 и выше баллов, а в следующем мы хотим выйти на 80 и так до ста баллов. Мы считаем, что лучше работать не на количество, на качество.

МЕЧТАТЬ, НАДО МЕЧТАТЬ

– Какова ваша большая профессиональная мечта как директора центра?     

   Мария: Моя профессиональная мечта в рамках дальнейшего развития Центра «Уникум» – это обеспечение индивидуального и уникального развития каждого ребенка. Мы уже сегодня предусмотрели систему поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Как говорил Сократ: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Ведь если не мы, то кто? Полностью разделяю позицию своего учителя, наставника, мудрого руководителя Людмилы Леонидовны Редько: «Наша стратегическая цель – возрождение и развитие лучших традиций российского педагогического образования – фундаментальности, гуманистической, духовно-нравственной мировоззренческой направленности, разносторонности, глубины, взвешенного и тщательного отбора содержания, методов и способов обучения, учитывая инновационное развития социума». Кроме того, будучи учителем в третьем поколении, я хочу, чтобы мое профессиональное развитие сопровождало укрепление социального статуса педагога в обществе. Ш. А. Амонашвили говорил, что «учитель должен быть гордым, тогда и школа будет гордой». Педагогическим вузам нужны «стобалльники», тогда измерительные линейки в форме ОГЭ и ЕГЭ будут не нужны.     

   Светлана: Полностью согласна с Марией. Действительно, мы должны дать возможность светить солнцу, которое есть в каждом человеке. Наших преподавателей я всегда настраиваю на то, чтобы они были заинтересованы в быстрых результатах учеников. Наша задача – показать, что изучать язык легко, стоит лишь только приложить усилия, работать над коммуникацией. Родителям, у которых по двое-трое детей, сейчас очень сложно дать достойное образование каждому ребенку, вкладывать средства в его развитие. Хотелось бы, чтобы ситуация изменилась. У меня мурашки по коже, когда я вижу очень способных и талантливых деток, которые не могут заниматься и развивать свои способности, потому что родители просто не в состоянии платить за занятия. Я поддерживаю идею социальной поддержки, и хотя ценовая политика у нас доступная, моя самая главная мечта – открыть благотворительные группы. Хочется, чтобы дети не боялись мечтать, даже несмотря на материальные трудности в семье.

    Анна: Наша большая профессиональная мечта – повысить уровень образованности населения в целом. Родители должны понимать, что нельзя развивать ребенка до шести лет, а потом вспомнить о нем в одиннадцатом классе, когда ему придется ходить к репетиторам и усиленно готовиться к экзаменам до состояния нервного стресса. Это модель, которую мы не хотим видеть: ребенка нужно поддерживать от первого дня его обучения в школе до последнего. Подготовка к экзаменам очень важна, это шаг в будущее. Но не менее значимо, чтобы дети были подготовлены не к определенному дню, а к взрослой жизни – повышали свой уровень грамотности, много читали, имели широкий спектр знаний в разных областях. Мы хотим, чтобы кругозор детей не сужался до уровня социальных сетей и телефонов, а наоборот, чтобы они расширяли свои границы.